вторник, 8 мая 2012 г.

О войне, о памяти, о книгах

    Война – какое страшное слово, это смерть, слезы, потери близких, гибель ни в чем неповинных людей, разруха, голод… Этот перечень можно долго продолжать. А еще страшнее когда, воюют женщины и дети. О войне мое поколение знает только по рассказам ветеранов и книгам. У меня на войне погиб дедушка со стороны мамы, другой мой дед прошел всю войну, был ранен, награжден медалями. От него-то я и узнала всю неприглядную сторону войны. 
    И 9 мая в День Победы я всегда вспоминаю их обоих, жаль только не все успела я выспросить у него. Мой дед - Иван Васильевич Захаров был простым человеком – крестьянином, работал в колхозе, вырастил и воспитал 8 детей, 13 внуков. Был большим тружеником. Выйдя на пенсию, все равно работал – подшивал валенки, он был мастером своего дела, любил рыбачить. Я очень любила своего дедушку, ведь он был у меня всего один на две бабушки. Будучи маленькой, я никак не могла понять, как это бабушки - две, а дедушка – один. 
     Бабушки тоже были большие труженицы. Во время войны им тоже досталось: работали в колхозе, воспитывали детей, жили впроголодь, ковали Победу в тылу. Но они знали, что где-то там воюют за них и детей их мужья. Они ждали и верили. Не все вернулись. Но они все равно верили. 
     И вот Победа! Победа! Ликовали все, и стар и млад. Победа! Она досталась великой ценой. Эту цену знают они, победители, вернувшиеся с той войны солдаты, их жены, дети, внуки. Теперь уже и правнуки и пра-правнуки. И мы должны помнить о тех событиях, героях и о том, какой ценой досталась Победа! И воспитывать у подрастающего поколения дух уважения и памяти к героям, завоевавшим Нашу Победу.

    О войне написано немало книг и воспоминаний. Есть книги, которые нельзя забывать, независимо от того, написаны они два десятилетия назад либо появились совсем недавно. В 80-е годы написана книга «Весталка», теперь считающаяся редкостью. Когда-то давно я прочла книгу, и вместе с главной героиней переживала все тяготы войны, книга захватила меня, я прочла ее на одном дыхании. А еще она меня очень потрясла. Так написать о женщине на войне мог только мастер, им стал Николай Никонов, уральский писатель. Написанная в форме “записок” книга Николая Никонова «Весталка», одна из тех книг, что несет в себе живую память о той  героической эпохе. Вместе с тем это первый  опыт Николая Никонова как романиста -  развернутое повествование с охватом событий не менее четверти века и четким разделением на военные и послевоенные годы. По сути, получается два разных романа, скрепленных образом одного главного персонажа. Это историческая дилогия.
     В центре повествования – драматический жизненный путь фронтовой медсестры Лидии Одинцовой.  На войне погиб ее отец, она сама стала медсестрой, была трижды ранена, но  она не сломалась, сохранила своё достоинство. У нее был молодой человек, которого она любила, но он погиб, не оставив после себя ничего. Об этом Лидия впоследствии очень жалела. Ее судьбу жестоко изменил ее командир, однажды изнасиловавший ее, затем родился ребенок, сын. Несмотря на негативное воспоминание об этом, сына она любила, но он тоже погиб, выполняя свой воинский долг. Но Лидия не сломалась, она жила, показывая пример всем.
    Материалы для романа автор получил от прямых участниц войны – врачей, медсестер, санитарок госпиталей. Со многими из них он познакомился в 70-е годы через свердловский Музей фронтовой сестры, едва ли не единственный в стране. С реальных женщин «списывался» образ весталки - загадочной хранительницы храмового огня, с женщин, на долю которых выпало так мало «личного счастья». Это одна из тех книг, что несут в себе живую память о войне, передают ее дух и характер человеческих взаимоотношений. Если вы не читали этой книги, обязательно прочтите, советую.
     С праздником Победы всех! И помните, какой ценой она досталась!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...